Anna G

Прекрасное и немного меня...

Previous Entry Share Next Entry
Дон Паскуале. Большой театр. 19 04 16. Премьера
anna_g
Ситком 6+

Творение "возмутителя спокойствия" прошлого театрального сезона, автора Тангейзера Тимофея Кулябина для Большого театра оказалось безупречным в любом идейном ракурсе, никакой крамолы в нем с лупой не найти. Хотя случился гораздо больше драматический спектакль, чем опера. Если бы не третий акт, я бы ушла с ощущением, что посмотрела комедию под музыку, а не послушала оперу Доницетти.



Произведение очень камерное, на четверых солистов, с небольшими добавками скромного хора. Никаких симфонических картин в нем не предусмотрено, исключительно монологи и диалоги, что легко может сделать действие статичным (поймала себя на том, что даже в голову не пришло написать «арии», «дуэты» и «ансамбли»).

Комедия про то, как подшутили над почтенным господином, решившим жениться накануне своего 70-летия на молоденькой, перенесена в наше время, ну это уже как водится. Дон Паскуале стал итальянским профессором, не от мира сего, существующем в стенах строгого академического института в окружении таких же «синих чулков» обоего пола. В актовом зале этого заведения, похожего на старинную пыльную библиотеку, проходит все действие. В одной картине на переднем плане возникает интерьер спальни Норины, но остальное время на сцене расставляют стулья для университетского банкета, переходящего в дискотеку.

Поначалу я вспомнила Роделинду – кстати, эти две постановки одного масштаба и порядка – и про себя сыто отметила, что в этой осовремененной версии барочной оперы все же удалось уйти от туалетного кафеля и оформить пространство консервативно. Увы, детали интерьера оказываются рассмотрены минут через пятнадцать, а, учитывая, что все действие на сцене просто происходят вводные разговоры, заглядывать туда необходимости больше не возникает. К счастью, во втором акте начинается феерия по одурачиванию главного героя – в этом же интерьере - и там уже захватывает энергия комедии. А в третьем строгие барельефы начинают светиться неоном, сцена наполняется дымом и воздушными шариками, а в самом комичном моменте – превращается в сад, в котором посреди библиотеки вдруг распускаются красные надувные кусты. Кустам мы зааплодировали – настолько забавно и празднично они «вылупились» из бурых шлангов, похожих на пожарные рукава, проложенных по всей сцене. Вообще режиссеру и художнику в третьем акте удалась атмосфера детского праздника, и эмоции это вызвало соответствующие.

К сожалению, музыке тут оказалась отведена вторая роль – она не летит, не искрится, как заложено партитурой, не задает рамки действия, она это действие обслуживает. И если бы не вокал наших Игоря Головатенко и Венеры Гимадиевой, то можно было бы спокойно забыть о том, что пришел на оперу в Большой театр. Удивительно, но двое других солистов – итальянцы Джованни Фурланетто и Селсо Альбело, приглашенные на главные роли – не звучали вообще. Дон Паскуале Фурланетто скорее декламировал и речитативил, чем пел, зато прекрасно играл – то выглядел истинным отталкивающим молодящимся «старым козлом» в моменты ухаживания, а то его до спазма было жалко, когда молодые издевались над стариком. Теноровый герой-любовник Эрнесто в исполнении Альбело был скорее комичным недотепой, чем покорителем сердца Норины, и звучал так же. Игорь Головатенко и Венера Гимадиева были прекрасны во всем, и прежде всего в том, что они спели свои партии и дали шанс все-таки составить представление о музыке Доницетти. А финальную арию Норины про мораль сей истории я даже напевала всю дорогу домой.

Несмотря на такое не сильно мощное и изысканное воплощение классического наследия, спектакль получился милым и поднимающим настроение, как телекомедия-ситком. Музыкальных откровений в нем нет, но есть незатейливый юмор, смешные положения и переодевания, шарики, рожки и прочая цирковая атрибутика праздника для детей 6+. Жаль, музыки мало, но по нынешним временам – без голых *оп - уже счастье.




Даниил Чесноков, Селсо Альбьело, Игорь Головатенко, Венера Гимадиева, Джованни Фурланетто


Тимофей Кулябин

Posts from This Journal by “опера” Tag


  • 1
все больше радуюсь концертным версиям в Михайловском:)

Да нет, тут все вполне хорошо, не великое творение, но аккуратное. Другое дело, что надо вытягивать наверх музыкальный ряд, выводить его из под драматического. Но может распоются...

в любом случае это постановка будет лучше чем в Ленинграде 80-х где
дон Паскуле представал инвалидом на коляске,что воспринималось как
насмешка над стариками-инвалидами

Ой, кошмар какой! Там и так жестокая шутка, так еще и бить инвалида-колясочника...

дон Паскуале чем то похож на профессора Смондырёва,только с бородкой.

Не заметила))

  • 1
?

Log in